Календарь статей
Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Рейтинг@Mail.ru

Существенно более важную роль, чем Союз кинематографистов в России для своих членов, играют в жизни кинематографистов США профессиональные кинематографические гильдии. Они объединяют творческие кадры Голливуда по профессиям — гильдия сценаристов, гильдия актеров, гильдия режиссеров и т. д.

Жесткая, не имевшая вариантов, система подготовки кинематографистов в СССР представляла собой абсолютно закрытый мир, вход в который осуществляется через иголье ушко ВГИКа. Толпы абитуриентов с завистью смотрели на счастливчиков, которым удавалось поступить на один из шести факультетов, обеспечивавших им работу на одной из 17 советских киностудий, находящихся в Москве и в самых больших городах огромной страны.

Ключевой момент в жизни выпускников ВГИКа — распределение. Предел желаний — попасть в штат Мосфильма. Худший вариант — получать зарплату на Киргизфильме или еще дальше от столицы. Но главное — все устроены в штат, на зарплату, навечно. Независимо от профессиональных качеств. Чтобы годами ждать своей очереди на постановку. Студии бухли от кадров, от простаивающих актеров и режиссеров, но уволить их никто не имел права. Скрытая безработица приобретала уродливые формы и сказывалась на качестве продукции. Однако уйти со студии добровольно никто и не помышлял. А куда, собственно говоря?

Только перестройка, сломавшая все барьеры н а пути творчества и предпринимательства в кино, дала свободный доступ в киноиндустрию всем желающим и помимо ВГИКа. Оказалось, кино можно снимать не только на Мосфильме (Ленфильме, Студии Горького и т.д.), но и самому, лишь бы нашлись средства оплатить студиям за аренду аппаратуры, павильонов, монтажной и т.п. Съемками уже занимались кто угодно: видео-центры, кооперативы, амбициозные предприниматели, клип-мейкеры. Самые энергичные кинематографисты создавали свои ни от кого не зависимые министудии размером в две-три комнаты с телефонами и компьютером – вроде ставших известными «Паритета» и «Форы».

Даже общественная организация культурных связей между СССР и США — Американо-советская киноинициатива Союза кинематографистов СССР (АСК) бросилась снимать сначала заказную рекламу, а потом и фильмы. И довольно удачно: достаточно вспомнить «Такси блюз» Павла Лунгина или «Путешествие товарища Сталина в Африку» Ираклия Кверикадзе.

В рассуждениях по поводу отсутствия перестроечных фильмов в советском кино озадаченные теоретики ищут корень бесплодия в длительности производственного цикла в кинематографе, не поспевающего за жизнью, в недозрелости редких публицистических киноплодов, которым-де не хватило исторического времени, чтобы вызреть. Конечно, можно и подождать. Но дело ведь скорее всего не в этом. Хозяйственный механизм нового российского кинематографа в начале 90-х лежал в руинах. Творческие кадры, от которых прежде всего зависит художественно-жанровое обновление кинематографа, пребывали в растерянности: как работать, где получать указания, зарплату, и где большие гонорары… Гонорары им не светили из-за какого-то скороспелого закона об обложении налогами фонда заработной платы предприятий, не производящих товары народного потребления.

Почему-то кинематограф оказался в отраслях группы «А», что озадачило кинематографистов, полагавших, что они удовлетворяют потребности людей в духовной пище, а в Думе оказались некомпетентные депутаты, наносившие своим законом удар по нарождавшейся новой модели хозрасчетного кинематографа. Свободный художник готов отказаться от ежемесячной по-прежнему лимитированной заработной платы служащего студии лишь в том случае, если он получит гонорар за выполненную работу, размеры которого будут в разы превышать зарплату и не будут иметь ограничений.

В американской киноиндустрии размеры гонораров «свободных художников» давно определяет профессиональные гильдии, разрабатывающие коллективные договоры между гильдиями, в которых регулируется весь спектр трудовых отношений. Гильдии же гарантируют и определенную социальную защищенность своих членов. Гильдии — это добровольные союзы, в которые объединялись сами кинематографисты прежде всего в интересах самозащиты от дикого рынка, стихия которого обрушилась на них, как только их выкинули за ворота фабрики грез в связи с кризисом. Голливуд тогда не ставил перед собой глобальную задачу «коренной перестройки всех звеньев кинематографии в целях борьбы против бюрократической цензуры и серых фильмов», как провозглашалось в ССР в период перестройки.

Голливуд просто искал, где бы сэкономить, как бы поднять упавшие доходы. И начал перемены с сокращения штатов. Сотнями увольняли сценаристов, режиссеров, других творческих и технических работников. Оказавшись за бортом студий, они стали свободным рынком кадров для продолжавшей функционировать киноиндустрии. Кинематографисты как бы открепились от постоянного места работы. Тут и потребовались гильдии как профессиональные союзы, способные артикулировать и отстаивать интересы профессий в трудовых отношениях. Оказались востребованными в новых условиях и грамотные юристы и адвокаты, миссией которых стало оформление самых разных договоров, как индивидуальных, на тот или иной кинопроект для каждого его участника, так и типовых, долгосрочных, обслуживающих профессии.

Объединившись в своих профессиональных гильдиях, они укрепили этот механизм для защиты своих интересов и прав. Основными гильдиями (или, как их иногда называют в США, трудовыми союзами) в Голливуде являются: гильдия драматургов, гильдия режиссеров, гильдия продюсеров, гильдия актеров, американская федерация актеров телевидения и радио, международный союз рабочих сцены.

О значении киногильдий в киноиндустрии можно судить по краткой характеристике Гильдии драматургов в США. Как сказано в ее Хартии, изданной в кожаном переплете с золотым тиснением, создана она в 1933 году «в результате победы в войне, которую вели американские писатели и драматурги в джунглях бизнеса, презревшего этику и совесть». Они выковали социальный инструмент, с помощью которого «ввели в киноиндустрию понятие справедливости, законности и морали во имя искусства».

В тех, уже ставших историей, схватках с продюсерами, в забастовках и за столом переговоров они доказали, что представляют не служащих или наемную рабочую силу, а независимых художников, которые, используя свое время и свой талант, без всяких производственных мощностей создают продукт, на который они должны сохранять свои права и распоряжаться ими по своему усмотрению. В ответ следовали обвинения в коммунистическом заговоре в цитадели частного предпринимательства. Гарри Уорнер из «Уорнер Бразерс» извергал проклятия и клятвенно заверял, что он избавит Голливуд от красных, чего бы это ему ни стоило. Враждующие стороны примирило в 1941 г. нападение японцев на Пирл Харбор, с которого для американцев началась вторая мировая война. Боссы Голливуда призвали к патриотическому единению перед лицом внешней опасности, и первое соглашение между Гильдией и суперстудиями было подписано.

В послевоенные годы во время разгула маккартизма, когда ..комиссия по расследованию антиамериканской деятельности травила лучших драматургов (известных как «голливудская десятка»), отказавшихся давать пресловутой комиссии показания, Гильдия держалась стойко. Руководство Гильдии не дало письменного заверения под присягой в своей приверженности антикоммунизму, от чего, как известно, не удержался Рональд Рейган, бывший в те времена президентом Гильдии актеров США.

Первым президентом Гильдии драматургов был Джон Хоу-ард Лоусон, который и попал в упомянутую «голливудскую десятку», был обвинен в антиамериканской деятельности и приговорен к тюремному заключению.

Гильдии оказывают существенное влияние на экономику кинематографии, регулируя взаимоотношение сторон в договорных отношениях. Защищая права своих членов, гильдии на переговорах со студиями и с Ассоциацией кино и телепродюсеров систематически поднимают договорный минимум гонораров и оплаты труда на рынке рабочей силы. Эти ставки растут в ногу с инфляцией, поднимаются с учетом появления вторичных рынков, для кинопродукции, в частности, с учетом увеличения продаж видеокассет, что должно давать дополнительные доходы и создателям этой продукции. Например, в 1984 г. гильдия режиссеров добилась повышения доли доходов режиссеров от продажи фильмов на видеокассетах: и эта доля возросла с 1,2 % до 1,5 % от доходов продюсеров по продажам с первого миллиона долларов выручки и 1,8 % с последующих поступлений. Таким же образом оговаривались доли различных профессий по всем видам реализации фильмов.

Осенью 2007 года Голливуд снова потрясла стачка. На этот раз бастовали люди, пишущие для кино, члены гильдии сценаристов, числом 12 тысяч. Решение о забастовке было принято после провала переговоров между Гильдией сценаристов и Гильдией продюсеров кино и телевидения, проводившихся по вопросу о заключении нового контракта между студиями и сценаристами. Действие старого трехлетнего контракта истекло 1 ноября. Сценаристы требовали прописать в договоре увеличение отчислений от продажи телесериалов и фильмов на DVD-дисках и через Интернет, однако продюсеры считали эти условия неприемлемыми. Бастующих поддержали другие гильдии. Несмотря на то, что киноиндустрия несла немалые убытки, стачка плавно перешла в 2008 год.  Последняя забастовка сценаристов, которая состоялась в 1988 году, продолжалась 22 недели.

Вот так под давлением гильдий издавна неуклонно росли ставки, и очень быстро рабочая сила в Голливуде стала самой дорогой в Америке. Потому, между прочим, действующие на периферии большого кино независимые продюсеры в целях удешевления кинопроизводства стремятся работать с новичками, еще не членами гильдий. Разумеется, это не поощряется руководством гильдий, а Голливуд любит вообще снимать не у себя, и даже не в США, а в других странах, например, у нас, где труд профессиональных кинематографистов намного дешевле.

Надо заметить, что гонорары творческих кадров кинематографа выросли и потому, что сценаристы, актеры, режиссеры, уйдя с зарплаты и постоянной работы, стали клиентами посреднических агентств, которые взяли на себя заботу об их трудоустройстве и профессиональной карьере. «Продавая» своих клиентов на тот или иной фильм, агентства получают до 10 % от заключенного договора, тем самым, побуждая включать в гонорар как бы и свою долю.

Сейчас Гильдия драматургов США объединяет драматургов театра, кино, телевидения и радио, состоит из Западного и Восточного отделений. Руководит отделением Совет директоров в количестве 19-ти членов, включая президента, вице-президента и казначея. Административный аппарат у каждого отделения свой, возглавляет его административный директор. Отделения дважды в год проводят совместные заседания под руководством Национального совета для согласования общих интересов и выработки общей политики.

Административный центр гильдий довольно большой, состоит из ряда комиссий или отделов. У Гильдии драматургов, например, его структура такова:

— агентская комиссия, задачей которой являются контакты с агентствами, представляющими интересы своих клиентов-драматургов;

— договорная комиссия — обеспечивает необходимыми документами по вопросам Базового соглашения Гильдии со студиями;

— конфликтная комиссия — разбирает конфликты и жалобы в связи с ущемлением прав членов Гильдии;

— кадровая комиссия — содержит всю необходимую инфомацию о профессиональных характеристиках и творческом потенциале членов Гильдии;

— комиссия по гонорарам и членским взносам — следит за гонорарами членов Гильдии и собирает членские взносы;

— комиссия по трудоустройству находится в постоянных контактах со студиями, телевидением и другими предприятиями — обеспечивает членов Гильдии информацией о потребностях в услугах драматургов;

— киноклуб Гильдии — обеспечивает около сорока просмотров в год новых фильмов для ограниченного (1800 мест) числа членов Гильдии в помещении клуба;

— юридическая комиссия — занимается арбитражными делами и трактовкой основных положений Базового договора Гильдии со студиями;

— приемная комиссия — осуществляет прием новых членов и ведет архив;

— гонорарная комиссия — уполномочена собирать остатки гонораров членов Гильдии от повторного проката, единичных показов,

— вторичных рынков, которые обычно досылаются авторам в течение многих лет;

— комиссия реги ст рации авторских прав — регистрирует авторство на предоставляемые ей произведения членов Гильдии;

— контрольная комиссия — проверяет статус компаний, вступающих в партнерство с членами Гильдии.

Кроме того, в гильдиях существуют фонды социальной защиты на случай болезни и для пенсионеров, а также кассы взаимопомощи. Издается бюллетень Гильдии, ежемесячный календарь событий, справочник. Гильдией учреждены несколько премий и наград за достижения в области драматургии.

И все же главной задачей, ради которой, собственно, и была создана полвека назад Гильдия драматургов Америки, является защита профессиональных интересов своих членов с помощью Базового соглашения со студиями, которым определяется минимум гонорара членам Гильдии и который регулярно обновляется и корректируется с учетом перемен в киноиндустрии.

Другой профессиональный союз — актерская Гильдия США — основана в Голливуде в 1933 году. Она является частью Ассоциации исполнителей Америки, в которую, кроме нее, входят Американская федерация теле- и радио артистов, Ассоциация актерских профсоюзов «Иквити», Гильдия театральных актеров «Экст-рас», Американская Гильдия музыкальных исполнителей, Американская Гильдия артистов эстрады. Актерская Гильдия является также членом Международной Федерации Актеров — всемирной организации, объединяющей гильдии и союзы исполнителей. Членство платное.

Американская Гильдия объединяет более 70 тысяч профессиональных актеров кино, исполнителей ролей в научно-популярных или телефильмах, рекламе, а также студенческих, экспериментальных и видеофильмах. Актерами при этом считаются и дуб- леры, и певцы, и танцоры, и кукловоды в кукольных фильмах, и просто девушки-модели из массовок. Принимаются в Гильдию с четырехлетнего возраста. Примерно 32 тысячи членов Гильдии живут и работают в Лос-Анджелесе, 25 тысяч — в Нью-Йорке. Остальные объединяются местными отделениями Гильдии во Флориде и Чикаго, в Сан-Франциско и Бостоне, Атланте, Далласе и т. д.

Управляется Гильдия Советом директоров, выбираемых из числа членов Гильдии на три года на основе пропорционального представительства от регионов. Из выбранных выдвигаются Президент, Ответственный секретарь и Казначей. В дополнение на местах для руководства местными отделениями Гильдии избираются 12 национальных вице-президентов. В промежутках между заседаниями Совета работает Исполнительный комитет из 15 членов. Все выборные должности в Гильдии не оплачиваются. Текущую работу выполняют служащие, возглавляемые Исполнительным директором.

В задачи Гильдии вход ит разработк а базовых актерских контрактов , устанавливающих шкалу минимума заработной платы и определяющих условия работы актеров. А именно: устанавливаются пределы рабочего времени (включая время на завтрак, обед и ужин), платы за сверхурочные и репетиции, выходные и праздники и т. д.), а также защищается соблюдение этих условий. Гильдия ведет сбор остаточных выплат актерам за повторные выпуски произведений с их участием; осуществляет контроль за работой актерских агентов; хранит и дополняет информацию о творческих биографиях своих членов; способствует поддержанию деловых контрактов и т. д. Гильдия защищает права актеров во время регулярных переговоров с работодателями, но не гарантируют трудоустройства своим членам.

Гильдия также регулярно подписывает Базовый Договор с Союзом кино- и телепродюсеров США, срок действия которого обычно три года, а также Рекламный контракт с национальными рекламными агентствами с тем же сроком действия. Гильдия подписывает и Соглашения с компаниями по производству учебных и научно-популярных фильмов, Соглашения по съемкам в студенческих работах и низкобюджетных видеофильмах и т.п. Членам гильдии запрещено работать с теми продюсерами, которые отказались подписать упомянутые коллективные договоры и соглашения.

В соглашениях и договорах с организациями продюсеров предусматриваются и различные формы социального обеспечения актеров, в частности, установлены пенсионный фонд и медицинское страхование. Объединенное бюро социального обеспечения членов Гильдии имеет свои конторы в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Чикаго.

Крупнейшим и наиболее мощным профсоюзом технических работников кино в США является Международный Союз театральных сценических служащих и операторов кинотехники США и Канады (IATSE and MPMO, сокращенно IA). Все суперстудии и многие независимые производственные компании имеют долгосрочные контракты с IA и, следовательно, большая часть художественных фильмов с США делается с использованием его команд. Союз имеет около 18 000 членов только в регионе западного побережья США и способен предоставить ежедневно более 100 полностью укомплектованных технических бригад. Продюсер может пользоваться полными списками незанятых специалистов IA по каждой профессиональной категории и делать выбор по своему усмотрению.

Большинство членов профсоюза имеют опыт профессиональной работы не менее 6 лет и многие из них имеют высокую репутацию в своей области. По существу эти 6 лет профессиональной работы (в основном в качестве ассистента) являются условием вступления в Союз. Однако в Союз также может вступить специалист в том случае, если он проработал в течение 30 дней на фильме, снимаемом на основе соглашения с IA. Надо отметить, что если на фильме работает IA, участие техников-аутсайдеров исключается, то есть или все члены команды фильма — члены IA, или нет. Проникнуть в фильм с командой IA не член профсоюза может только в том случае, если IA подтвердит продюсеру отсутствие специалиста данной категории (что бывает во время наиболее активных съемочных сезонов).

По всей стране имеются местные отделения IA по каждой профессиональной категории. Если фильм снимается в нескольких удаленных друг от друга местах, нет необходимости перевозить всю команду. На время съемок в другом месте IA предоставит новый набор всех специалистов. По своему выбору, продюсер может оставить наиболее важных с его точки зрения членов команды, а прочий технический состав будет временно заменен. Всем членам IA запрещается работать на продюсеров, не имеющих соглашения с IA, а также выполнять какие-либо другие функции, кроме предполагаемых их профессией.

Другим профсоюзом, объединяющим технических специалистов кино, в США является Национальная Ассоциация служащих и техников радиовещания (NABET). Поскольку продюсер не может одновременно иметь соглашение с IA и NABET, последняя в основном концентрирует свое внимание на обслуживании независимых продюсеров. Членство в этой ассоциации не предполагает требований к стажу, каждый вступающий должен лишь сдать экзамен. Отсутствует критерий минимальной численности команды (как, например, у IA, где он составляет 25 специалистов). Однако и в этом случае все участники команды должны быть членами NABET, но благодаря упрощенной процедуре вступления, не члены могут вступить в ассоциацию уже в ходе работы над проектом. Большинство членов NABET впоследствии переходят в IA.

Отметим, что NABET позволяет своим членам работать на фильмах, не использующих ее команду при условии, что данный специалист отработал минимальный срок на проектах NABET.

В США имеется большое количество технических киноспециалистов, не являющихся членами какого-либо профсоюза. Квалификацию таких специалистов продюсеру очень трудно оценить. В большинстве случаев она ниже, чем у их коллег из IA или NABET. Если по каким-то причинам продюсеру нужны именно такие люди, то поиск их ведется с использованием объявлений в специализированных периодических изданиях, в киношколах и лабораториях.

Итак, к 80-м годам на месте студийной организации кинобизнеса в США сложилась открытая и гибкая организационно-хозяйственная структура, состоящая из следующих самостоятельных звеньев: суперстудии — министудии — кинопроизводственные комплексы — рынок творческих кадров — их гильдии — свободные источники финансирования — механизм проката голливудских суперстудий с отделами маркетинга — независимый прокат — кинотеатры — вторичные рынки. Эту структуру можно представить следующим образом:


Союз кинематографистов СССР еще в 1988 году, предвосхищая будущее, начал прорабатывать идею формирования профессиональных гильдий. И вскоре они появились, но лишь как подразделения внутри структуры Союза, то есть без образования юридического лица, без своей финансовой базы и устава. Впрочем, первой более или менее оперилась актерская гильдия. Предприимчивые ее руководители начали зарабатывать на концертах и актерских лицах, появились реальные задачи, связанные с профессиональной поддержкой своих членов. По-настоящему осмыслили свою миссию продюсеры. Продюсерской гильдии принадлежит инициатива разработки пакета договоров, регулирующих трудовые отношения в киноиндустрии.

В 1996 году Гильдия продюсеров России была создана группой кинематографистов с целью е содействия подъему и возрождению отечественного кинопроизводства, дистрибьюции и проката, создания цивилизованных взаимоотношений продюсера и создателей фильма, разработки правовой базы этих взаимоотношений, соблюдение авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере, налаживание и укрепление связи с международным киносообществом, защита интересов своих членов. Гильдия является юридическим лицом на основе индивидуального членства в форме некоммерческого партнерства.

Высшим органом является Конференция членов Гильдии, Правление во главе с Президентом, а текущую деятельность осуществляет исполнительная дирекция. Гильдия сразу же взялась за подготовку документов, регулирующих трудовые отношения в киноиндустрии между профессиями, ламентирующих процесс создания, дистрибьюции и проката фильмов. Гильдия взаимодействует с другими профессиональными Гильдиями, информируя их и привлекая к сложному процессу достижения согласия в договорной и финансовой сфере. Разработанные Гильдией договора и тарифные ставки апробированы в течение последних лет, доказали свою жизнеспособность и применяются по сей день.

В 1998 году по предложению Ассоциации независимых продюсеров (президент А. Разумовский) была проведена совместная конференция Гильдии продюсеров России и Ассоциации Независимых продюсеров. Конференция стала объединительной и с 1998 года на территории РФ существует единая продюсерская организация НПО Гильдия продюсеров России, объединяющая большую часть представителей этой профессии. Президентом Гильдии был переизбран В.Н. Досталь, вице-президентами избраны А.Н. Медведев, А.Г. Литвинов, А.В. Разумовский, и избраны в состав Правления 15 человек.

В мае 1997 года Гильдия стала официальным членом FIAPF и является на сегодняшний день единственным представителем России в этой организации.

Гильдия ведет обширную просветительскую деятельность, организуя различные международные круглые столы и семинары по актуальным темам развития цивилизованного кинопредпринимательства. Гильдия включалась также в активную борьбу с пиратством на территории Российской Федерации. В 1997 году Гильдией в рамках XX ММКФ был организован и проведен международный симпозиум по теме «Проблемы пиратства в аудиовизуальной сфере». В семинаре приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти: Комитет по культуре Госдумы РФ, Департамент по культуре и информации Правительства РФ, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Государственная налоговая служба РФ, Минюст РФ и т.д., а также представители МРА во главе с президентом Джеком Валенти, FIAPF и представителями антипиратских организаций ряда стран. Важной составной частью работы Гильдии является участие в деятельности Службы Кинематографии Министерства культуры РФ по подготовке законопроектов и других нормативных документов.

И все же понадобилось почти 20 лет, чтобы, наконец, появились первые договора, закрепляющие отношения между профессиональными гильдиями. В приложениях к этому обновленному изданию книги представлены эти разработанные Гильдией договора.

Соответственно из этого издания удалены сыгравшие свою роль образцы некоторых договоров, использующихся американской кинопромышленностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *