Календарь статей
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Рейтинг@Mail.ru

А) Рейтинговая система в США

Рейтинг — это механизм ограничения аудитории фильма с помощью присвоения фильмам той или иной категории был придуман Американской киноассоциацией, Национальной Ассоциацией владельцев кинотеатров и Международной Федерацией киноимпортеров и прокатчиков Америки. Эти три организации, общественные по своей природе, создали некую комиссию или Консультативный совет, миссией которого было определено смотреть все выходящие на экраны Америки фильмы и классифицировать их в зависимости от наличия в них вредных для морально-нравственного здоровья общества элементов.

Рейтинговая система Американской киноассоциации (MPAA film rating system) — это принятая в США пред прокатная оценка пристойности содержания фильма, сменившая довольно пуританский, если не сказать ханжескицй Кодекс Хейса, действовавший в американском кино с 1922 года. Кодекс Хейса зашатался и стал анахронизмом в период кризиса Голливуда, вызванного социальными катаклизмами сотрясавшими США в 50-60-е годы в виде контркультурной и сексуальной революций, массовых движений протеста и борьбы за гражданские права. Тогда-то, в 1968 году и Американской киноассоциацией с партнерами и была придумана система общественной оценки соответствия кинопродукции принятым в обществе нормам морали и нравственности.

Рейтинг не касается художественных достоинств фильма. Он лишь защищает молодежь от вредного влияния экрана в том случае, если кино не слишком тактично касается таких опасных тем, как секс и насилие, когда оно выглядит непристойным, оскорбительным и т. д. Вот перечень тем или сфер жизни, которые обычно вызывают у американской прессы и церкви, защищающих целомудренность нравов общества, резкую критику в случае нарушения здесь общепринятых норм:

— насмешки и издевательства по поводу физических недостатков (калек);

— жестокость по отношению к животным;

— жестокость по отношению к детям;

— диффамация, то есть оскорбление личности или организации;

— изображение самоубийства;

— оскорбление национальных меньшинств;

— приставание к женщине и изнасилование;

— похабные шутки и непристойности;

— святотатство и кощунство по отношению к святыням;

— смакование венерических заболеваний;

— смакование приема наркотиков;

— обнажение гениталий;

— жестокое насилие с применением оружия;

— сексуальные отношения, порнография.

Указанный список не означает запрета на что-либо. Он лишь указывает на те моменты, где легко выйти за грань общепринятых норм и тем самым оскорбить чувства зрителей. И если Классификационный Совет сочтет, что в том или ином случае эта грань нарушена, его функция лишь предупредить родителей, публику о том, какого рода фильм они будут смотреть, а родители уже сами принимают на себя ответственность за то, что смотрят их дети.

Рейтинговая система предполагала сначала следующие категории:

G — без возрастных ограничений для любой аудитории (General Audiences);

M —ограничения до 13 лет (Mature Audiences);

R —подростки до 16-летнего возраста допускаются только с родителями;

X — дети до 17 лет не допускаются (Adults only.No one under 17 admitted).

Постепенно по мере изменений в обществе и оценки эффективности принятых категорий в эту классификацию сносились изменения. В 1969 году категория M была изменена на GP (General Audiences — Parental guidance), а еще через год на PG — желательно присутствие родителей (Parental Guidance Suggested). В 1984 году категория PG была разбита на две подкатегории: PG и PG-13. Вторая подкатегория была предназначена для более зрелых подростков.

Следующая череда изменений затронула рейтинговую систему в 1990 году, когда было дано объяснение, какого рода сцены могут скрываться за ограничением R — нецензурная брань, обнаженные тела, применение наркотиков и жестокость.

Также было дано подробное объяснение, как различить рейтинги PG и PG-13. Рейтинг X был переименован в NC-17 ввиду того, что все эти годы в народных массах было распространено поверье, что рейтинг X присваивается лишь фильмам с порнографическим содержанием. В настоящее время рейтинговая система MPAA выглядит следующим образом:

1) Рейтинг G — Нет возрастных ограничений


Данный рейтинг получают фильмы, в содержании которых не присутствует сцен, которые могут хоть каким-то образом повлиять на детскую психику. Тем не менее, если картина получает рейтинг G, то никоим образом нельзя утверждать, что фильм предназначен только для детей. Преимущественно, рейтинг G присваивают классическим семейным комедиям и мультфильмам.

2) Рейтинг PG — Рекомендуется присутствие родителей


Этот рейтинг получают фильмы, которые требуют внимания со стороны родителей. Возможно, некоторые сцены из картины родители посчитают неприемлемыми для просмотра своими детьми. Но в фильме точно отсутствуют сексуальные эпизоды, непристойная брань и сцены с использованием наркотиков. Рейтинг PG никогда не присвоят ленте жанра хоррор или триллер.

3) Рейтинг PG-13 — Детям до 13 лет просмотр не желателен


Настоятельное предупреждение родителям. Данный рейтинг получают фильмы, содержание которых может считаться неприемлемым для детей, не достигших 13- летнего возраста. По-прежнему, при этом рейтинге на экране отсутствуют сцены с насилием и обнажённой, но уже могут присутствовать не конкретизированные эпизоды с наркотиками и слова, связанные с сексом.

4) Рейтинг R — Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого


Рейтинг R получают фильмы, в содержании которых обязательно содержится материал, предназначенный только для взрослой аудитории. Родителям рекомендуется хорошо подумать, прежде чем пойти на него вместе со своими детьми.Фильм, получивший рейтинг R, скорее всего содержит сексуальные сцены, эпизоды с употреблением наркотиков, нецензурную брань, фрагменты с насилием и т.д.

5) Рейтинг NC-17 — Лицам до 17 лет просмотр запрещен


Этот рейтинг подразумевает, что все родители прекрасно отдают себе отчет, что продукт, получивший такое ограничение, не предназначен для просмотра лицами, не достигшими 17-летнего возраста. Фильм может содержать довольно откровенные сексуальные моменты, соответствующий слэнг и эпизоды с чрезвычайным насилием. Однако рейтинг не подразумевает, что фильм является непристойным или порнографическим.

Многие кинотеатры предпочитает не связываться с фильмами, получившими рейтинг NC-17. Кроме того, такие фильмы запрещено рекламировать в средствах массовой информации (телевидение, радио, печать и т.д.).

Для фильмов, не получивших рейтинг Американской ассоциации, обычно используется обозначение NR (Not Rated), а для картин, вышедших в прокат до введения системы рейтингов, то есть до 1 ноября 1968 года, — обозначение U (Unrated). Данные обозначения, однако, не являются официально принятыми Американской ассоциацией.

Рейтинг относится к разряду парадоксов рыночного кинематографа. С одной стороны, частное владение студиями, производственными мощностями, прокатом, кинотеатрами предполагает полную свободу творчества — в соответствии со знаменитой поправкой к Конституции США о свободе слова. И в известной степени так оно и есть: каждый может снимать кино. За свои деньги. Другое дело, возьмет ли фильм прокатчик. И это уже другая сторона свободы творчества. Кому оно нужно, определяется даже не цензурой, а частной собственностью на прокат, который тоже свободен в своем выборе.

Система в принципе не является чем-то обязательным для продюсеров, так как и статус Консультативного совета, присваивающего рейтинг — общественный, и предоставление фильма Совету для установления категории являлось и является делом добровольным. Но рейтинг Американской киноассоциации играет важную роль в прокатной судьбе фильма. Надо учесть, что ни одна прокатная организация, будь то суперстудия или независимый прокатчик, не возьмет исходные материалы предлагаемого им для проката фильма, если продюсер не позаботится о том, чтобы на сопроводительных бумагах к фильму стоял значок присвоенной ему категории. Да и ни одна газета или журнал не поместит рекламу на фильм, если не будет знать, что он прошел через рейтинг: никто не хочет ставить под удар свою репутацию, продвигая фильм, возмущающий общественное мнение нарушениями общепринятых норм морали.

Классификационный Совет располагается в Голливуде и состоит из семи штатных сотрудников во главе с председателем. Любопытно, что сотрудники не являются ни киноведами, ни профессиональными кинематографистами. Им не требуется вообще никакая квалификация, кроме любви к кино и способности оценить фильм с точки зрения морали среднего зрителя: пустит он или не пустит свое дитя на эту картину.

Техника работы Классификационного Совета заслуживает особого внимания, ибо она представляет собой тщательно отработанный комплекс демократических действий в целях сохранения максимальной объективности. Во-первых, его члены – обычные родители. Каждый член Совета заполняет на фильм специальную карточку с указанием обоснования своей оценки всех качеств фильма в отдельности и затем дает свой вариант категории. Категория присваивается простым большинством голосов.

В случае несогласия режиссер или продюсер может послать запрос в специальный Апелляционный Совет, состоящий уже из других людей, а именно из двадцати двух представителей МПАА — Американской киноассоциации, НАТО — Национальной ассоциации владельцев кинотеатров и ИФИДА — Международной Федерации киноимпортеров и прокатчиков Америки. Арбитражную функцию они выполняют следующим образом. Истцу выделяется один оппонент из числа двадцати двух членов Апелляционного Совета, с которым истец в присутствии всех вступает в дискуссию, то есть обменивается с ним аргументами и отвечает на вопросы. Затем «суд» удаляется на совещание и закрытым голосованием принимает решение. Чтобы отменить опротестованную истцом категорию, необходимо большинство в две трети голосов Совета. Обычно режиссеры и продюсеры редко обращаются в Апелляционный Совет, так как понимают, что хлопот с таким фильмом все равно и потом не оберешься: раз члены Квалификационного Совета придрались, значит, придерется и пресса, и общественное мнение. Да и у режиссера есть право на дополнительное редактирование фильма, после чего он может снова прислать его для переквалификации.

Надо сказать, что ни МПАА, ни правительственные органы никогда в работу Квалификационного Совета не вмешиваются и оказывать на него давления не имеют права. И никто не заставляет владельцев и авторов фильма предъявлять его Совету. Все или почти все делают это сами. Ибо, как уже упоминалось, все рекламные материалы для прессы, телевидения и для показа перед сеансами в виде кинороликов тоже по существующим правилам должны представляться для утверждения в специальный орган — Администрацию по рекламным нормам, которая рассматривает их в том случае, если фильму присвоена категория. Рекламные ролики фильма со знаком G могут демонстрироваться перед любым фильмом, а ролики со знаком других категорий — перед фильмами соответствующих категорий.

Остается добавить, что за работой Классификационного Совета наблюдает (но не вмешивается в его работу!) созданный из представителей тех же трех организаций Комитет наблюдения за рейтинговой политикой. Он собирается четыре раза в год для анализа работы Классификационного Совета и внесения корректировок в его критерии в соответствии с переменами, происходящими в области общественного сознания.

Кроме того, каждый год компания по опросам общественного мнения в Принстоне (штат Нью-Джерси) проводит исследования, изучая отношение населения к рейтингу и его категориям. За последние годы все больше зрителей Америки признают пользу рейтинга. Вот такая цензура…

Б) Система возрастной классификации фильмов в России

Перед тем, как говорить о современной системе возрастной классификации фильмов в России, следует напомнить о том, как жестко работала цензура в советском кино. Сталин выстроил многоступенчатую систему, начиная от отбора сценариев, возложения личной ответственности на редакторов, худсоветы студий, руководителей студий, специальные комиссии Госкино и ЦК КПСС за содержание фильмов. Как известно, он сам смотрел практически все фильмы и решал судьбу не только их, но и их авторов.

Над закупленными в прокат западными фильмами также работали специальные цензоры, которые меняли названия фильмов, при дубляже изменяли тексты, произносимые персонажами, вырезали отдельные сцены и целые сюжетные линии фильмов. Это вызывало не очень гласное возмущение киноведов, которые справедливо полагали подобные манипуляции разрушением эстетической целостности произведения искусства. Но разве теперь стало лучше? Нельзя не удивляться молчанию этих же критиков и киноведов в нынешние времена по поводу телерекламы, которой многократно прерываются высокохудожественные фильмы в самых драматических моментах – если это не разрушение эстетической целостности произведения и издевательство над чувствами зрителя, то что это?

А изобилие «стрелялок», «страшилок» и «ужастиков» в массовой культуре? Оно дает привыкание с детского возраста к насилию, жестокости, нетерпимости. Таковое общее мнение. Но вспомним русские сказки. В них баба-яга запросто сажает на лопату и отправляет в печь любимых персонажей. Есть сюжеты и пострашней. И не только в русских сказках. Так было, есть и будет? Количество в конце концов переходит в качество. О членовредительстве, расстрелах в упор, многочисленных сценах насилия и сексуальных подробностей в российском свободном кино говорить приходится все чаще. Скажем и мы свое слово. Но не в смысле ратования за введение (пусть и не политической) цензуры, а в разрезе совести и нравственной ответственности. И скорее даже не авторов, удовлетворяющих потребности больных агрессией или сексопатологией людей, а именно распространителей такой продукции на массовую аудиторию.

Дело в том, что в любом обществе есть категории зрителей, которым фильмы жестокого насилия, как, кстати, и жесткой порнографии, позволяют справиться со своими комплексами неполноценности, как бы принять лекарство и продолжать нормальную жизнь за пределами кинофантазий. Но в том-то и сложность, что такие люди незаметны среди нас, да и степень их отклонений от нормы не фиксируется нынешней системой здравоохранения. В ряде стран для людей с такими склонностями давно существуют специальные кинотеатры, где они удовлетворяют свои комплексы без вреда для остальных зрителей.

Опасно другое – постепенное внедрение вседозволенности, элементов «специального назначения» в художественные произведения для массового зрителя. Психологи уверены в том, что ограждать юного зрителя от некоторых сцен чрезвычайно важно. Очевидно, что риск перехода воображаемых сцен сексуальности и агрессии в реальные очень высок именно в детском и юношеском возрасте. Возможно, сцены насилия окажутся для него призывом к подобным поступкам. Однако это актуально именно для детей и тинейджеров – зрелый же человек, как правило, взаимодействует с реальностью по- другому. Наблюдая за фильмом ужасов, вменяемый взрослый, скорее всего, лишь вытеснит тем самым немного агрессии из реальной жизни.

Для противостояния этим тенденциям и предпринимаются такие меры, как предварительные предупреждения для «нормальных» зрителей. В России с декабря 1994 года действовал Приказ Роскомкино № 64, который в октябре 1999 года был заменен «Временным руководством по возрастной классификации аудиовизуальных произведений» Госкино за N 7-1-19/74. В марте 2005 года приказом № 112 Федерального агентства по культуре и кинематографии принято ныне действующее Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, соответствующее психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией. Вот эта классификация:

1. Фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории

— Фильмы этой категории могут демонстрироваться в любой возрастной аудитории:

— фильмы для семейного просмотра и для демонстрации на специальных детских сеансах; аудиовизуальный ряд фильмов не содержит материалов, наносящих вред или оскорбляющих чувства зрителей любого возраста; фильмы не содержат сцен насилия и жестокости, ненормативной лексики и оскорбляющих нравственность выражений.

2. Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей

Фильм требует от родителей изучения целесообразности его показа детям младшего школьного возраста, родители могут посчитать некоторые материалы неподходящими для своих детей.

— Могут употребляться отдельные жаргонные слова без брани, сцены насилия без демонстрации кровопролития, краткое изображение несчастного случая или катастрофы, отдельные кадры наготы, мягкая подача «сверхъестественных» тем или тем «ужасов».

— Родителям следует сопровождать детей, чтобы при необходимости объяснить им смысл происходящего на экране.

3. Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет

— Фильмы этой категории могут содержать взрослые темы.

— Термин «взрослые темы» может включать в себя словесное упоминание или описание и наглядное изображение, связанное со следующими темами: самоубийства, преступление, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и др. эмоциональные травмы, наркотики и алкогольная зависимость, смерть и серьезные болезни, расизм, религиозные вопросы.

— Могут быть элементы насилия и жестокости (драки, применение оружия без сильного кровопролития), эпизоды обнаженной натуры, отдельное употребление грубых жаргонных слов, возможны краткие сцены с применением наркотиков при негативном отношении к ним по сюжетной линии фильма.

4. Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет

— Большинство взрослых тем могут рассматриваться в фильмах этой категории.

— Может использоваться грубая речь персонажей и вульгарные выражения при условии, что они не являются чрезмерно оскорбительными;

— Сексуальные взаимоотношения партнеров могут предполагаться или имитироваться при условии, что их действия не выходят за рамки общепринятых норм поведения;

— Частое количество сцен насилия и жестокости; сцены употребления наркотиков и их последствия могут быть показаны, но не в оправдывающем или сочувственном к данному явлению отношении.

5. Фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет

— Фильм, который может смотреть только взрослый, т.е. человек от 18 лет и старше. Допускается следующее:

— язык — фактически нет ограничений в речи персонажей;

— секс — изображение сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения, при условии оправданности их сюжетом и художественной задачей кинопроизведения;

— насилие — явное и реалистическое изображение насилия может быть показано, если оно не дается со всеми подробностями и чрезмерной жестокостью;

— могут быть показаны сцены злоупотребления наркотиками и их последствия, но не в положительном контексте; могут иметь место сцены асоциального поведения.

6. Фильмы, не подлежащие классификации

Любой фильм или программа, содержащие следующие сцены, не подлежат классификации и в их регистрации будет отказано:

— демонстрация сексуального насилия в отношении детей;

— неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами;

— методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, причем подобные сцены занимают основное экранное время;

— сцены, прославляющие шовинизм и национальную исключительность, расизм, пропагандирующие войны и конфликты, призывы к свержению существующего политического строя;

— сцены порнографического содержания, а именно натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий;

— сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами.

Классификация, как сказано в официальных документах, предназначена для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества против их воли.

Общие принципы применения руководства по классификации фильмов включают:

— полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определенного содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании;

— отказ в регистрации фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

Применение классификации

Сведения о возрастной классификации аудиовизуальных произведений после их присвоения фильму или программе вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые в установленном порядке Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Соответствующая информация размещается в кассовых залах и на фасадной рекламе кино видео зрелищных предприятий.

Если сравнить систему рейтингов Американской киноассоциации и систему возрастной классификации кинопоказа в России, явных отличий между ними не найти. Разве только одна деталь: в США решение принимает общественный совет, то есть просто родители, в России – чиновники, выдающие разрешительные удостоверения и определяющие количество копий, чем ограничивается прокат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *