Календарь статей
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Рейтинг@Mail.ru

Обычно этот документ начинается с соглашения по развитию сценария, этап «девелопмента». На этом этапе студия оплачивает какую-то часть сценаристу, работу продюсера и работу над сценарием. В американской практике такие соглашения заключаются на какой-то разумный срок и называются опционами — «options». В среднем число опционов примерно в три раза превышает число проектов, фактически запускаемых в производство. Нереализованные сценарии, развитие которых профинансировано студией, находятся на ее балансе и списываются через три года, если в течение этого периода не были приняты к постановке. Принять опцион к постановке может сама студия, но также любая другая кинокомпания, которая в данном случае возместит студии расходы по развитию и выплатит процент из чистой прибыли будущего фильма, если таковая образуется (обычно около 2%).

Соглашение по развитию становится, таким образом, официальным документом, являющимся основанием для перехода проекта из подготовительной в производственную фазу, когда открывается второй этап финансирования. На этом этапе составляется второй договор — соглашение о производстве, где оговариваются основные условия выполнения проекта, устанавливаются обязательства сторон.

В разделе финансирования особое значение имеет ситуация непредвиденного превышения бюджета. Здесь прописывается механизм completion bond — гарантии

завершения фильма, то есть условия привлечения дополнительного финансирования на правах участия в прибылях или иных компенсаций, устанавливается порядок применения санкций к продюсеру в случае превышения бюджета (в форме штрафов из его вознаграждения и прибыли) и т. д.

Значение гарантии завершения фильма (complition bond) столь велико, что его присутствие в проекте всегда закрепляется еще и отдельным договором. Гарантия того, что в случае перерасхода средств при съемках или позже работа над фильмом все же будет завершена за счет чьих-то резервных средств, ситуация в кинематографе весьма насущная. Достигается такая гарантия разными путями.

Во-первых, продюсер в договоре может сам гарантировать оплату перерасхода.

Во-вторых, в договоре с инвесторами может предполагаться дополнительный капитал на этот случай.

В третьих, заключается договор с резервным инвестором, готовым двинуть в дело свои средства. При этом он первым получит прибыли, снижая тем самым долю продюсера и инвесторов.

В-четвертых, наконец, со стороны приглашается какое-то кредитное учреждение в качестве гаранта завершения.

Отличие третьего варианта от четвертого — в отношении к доходам. Третий — это stand by, так сказать стоящий наготове резерв. Четвертый — это complition garantor, специализированная компания-гарант. Третий обычно получает свою долю раньше или по крайней мере наравне с основными вкладчиками плюс некий процент, удвоенный по сравнению с ними. Например, если инвесторы получали 50% за свои 2,5 млн, каждый имеет 1-процентный пункт за каждые 50 вложенных тыс. если вкладчик вложил 250 тыс., он имеет право на 5 % с дохода картины. Предположим, что использованы 250 тыс. долларов резервного инвестора. Он может рассчитывать на 10 % с прибыли, но из продюсерского кармана.

Гарант завершения на возврат вкладов инвесторам не влияет, равно как и не наносит ущерба продюсеру за использование денег гаранта. С другой стороны, резервный гарант может заплатить за повышение стоимости картины в целом. Гарант это не сделает.

Другой пример: резервный вкладчик добавил 500 тыс. к бюджету 2,5 млн. Далее, прокатчик, получив прокатные отчисления, после вычета прокатных расходов на печать копий, рекламу и своей доли, передаст продюсеру 800 тыс. для возврата стоимости производства. Значит, если бы фильм уложился в бюджет или перерасход был оплачен типичным гарантом, эти 800 тыс. были бы поделены между вкладчиками. Каждый получил бы примерно 1/3 своего вклада. Но если эти дополнительные деньги внес резервный вкладчик, первые 500 тыс. из этих 800 идут ему. И остается только 300 на всех вкладчиков, которые вместо одной трети своего вклада получат лишь 12%.

Типичный договор о гарантии завершения — трехсторонний, между банком, продюсером и гарантом. Гарант гарантирует банку исполнение продюсером условий займа. Например, собирая средства на независимый фильм с бюджетом 4 млн долларов, продюсер заключает сделку с прокатчиком на права театрального проката в США и Канаде за 1 млн, выплачиваемые ему последним при передаче готовой картины. Зарубежный прокатчик (другой договор) может продать права проката в 25 странах, составив соответственное количество контрактов на разные суммы, собрав таким образом пакет из 1,5 млн долларов, которые он тоже дает продюсеру по получении картины. Далее продюсер договаривается о предварительной продаже фильма двум теле-сетям за 1 млн и плюс платное кабельное телевидение на тех же условиях выплаты 500 тыс. после получения фильма.

Исключив для ясности такие усложняющие летали, как процентные ставки, скидки, комиссионные и т. д., получим в сумме искомые 4 млн долларов. Эти контракты, как сказано, оплачиваются не в момент подписания, а после получения фильма, если выполнены все условия, а именно: фильм должен соответствовать сценарию, который принят вкладчиками, его должен ставить оговоренный режиссер, в нем должны быть обещанные «звезды», он должен быть указанной заранее длины и т. п.

Продюсер несет собранные контракты в банк, который имеет дело с кинобизнесом, и представляет их как гарантии или векселя, как источник выплат (repayment) за 4 млн. Просит заем, который ему нужен на картину. Что требует банк взамен? Выполнения условий, изложенных в многочисленных контрактах с прокатчиками. Если эти условия гарантируются, банк вступает в дело.

Банки дают взаймы по этим контрактам только в том случае, если они прибегают к помощи этих контрактов, пока долги не будут выплачены полностью. Потому резервный вкладчик банками не принимается, если его права заключаются в том, чтобы получить свою долю раньше банка или наравне с ним. Профессиональные гаранты вроде «Film Finances» в Лондоне или «Соmрlition Service Company» в Лос-Анджелесе знают об этом. Они предлагают стандартный вариант договора, в котором в каждом конкретном случае по-разному, но учитывается эта твердая позиция банков.

Гарантов найти не сложно. Но их цена — около 6 % от бюджета только за готовность гарантии. И перед тем, как дать деньги, им надо представить сценарий, бюджет, сетевой график съемок, права продюсера, состав съемочной группы с договорами и т. д.

Для гаранта сценарий важен не только сюжетом, но прежде всего сложностью съемок, количеством массовок, сложностью декораций, эффектов и костюмов. Цель гаранта — удержать фильм в рамках бюджета и регламента и таким образом выполнить требования многочисленных контрактов с прокатчиками.

Таким образом, объектом гарантии, равно как и предметом продажи прокатчиками и объектом, под который выдается заем, становится еще не существующий фильм, который представляется в виде сценария и производственного плана. Вот почему так велико значение этих бумажек.

Разница между банком, прокатчиком и гарантом заключается в том, что первые и вторые обычно не несут ответственности ни за что, кроме своих ссуд, и вряд ли будут возражать, если фильм выйдет из бюджета. Другое дело гарант. Он всегда относится подозрительно к крупным цифрам в бюджете и нетерпимо к слову «разрешается».

Кроме 6% бюджета, гаранты обычно требуют, чтобы они были наделены властью контролировать производство до конца, держа его в рамках бюджета и расписания, включая право совместной (второй) подписи на банковских счетах, присутствие на съемочной площадке и на производственных совещаниях, на просмотрах каждого метра отснятого материала и всех отчетов от ассистентов режиссера. В случае опасности гарант имеет право возглавить производство и вообще сменить персонал, что, конечно, влечет за собой пересмотр многих договоров. Все это оговаривается в договоре между продюсером и гарантом.

В случае, если гарант вынужден признать, что съемку следует прекратить и фильм закрыть, он просто выплачивает банку его кредит на производство.

Есть вечные болевые точки в отношениях с гарантом. Это тонкое различие между запланированным, допускаемым бюджетом превышением расходов (обычно до 10 %) и недопустимым увеличением стоимости картины. Если гарант упускает контроль и продюсер ухитряется поднять стоимость, гарант тем не менее вынужден обеспечивать банковское финансирование несмотря на сверх бюджетные расходы. Он может авансировать эти расходы и затем выступить против продюсера, собрать эту долю сверх расходов, называемую недопустимым превышением. В их договоре с продюсером это может стать поводом для судебного разбирательства по требованию продюсера, в процессе которого выясняется, допустимое или не допустимое превышение было допущено режиссером и продюсером.

Другим источником споров может быть расходование отпущенных средств на непрямые производственные нужды. Здесь и транспортные расходы, связанные с личными потребностями продюсера или с другим его проектом, умалчивание личных долгов, расходов на материалы или оборудование, долговременная аренда павильонов вместо краткого, необходимого для съемки времени. В этих случаях гарант делает все, чтобы закончить картину, ограничивая любые, не имеющие непосредственного отношения к производству расходы.

Примечательно, что гарант обычно все-таки выплачивает перерасходы и значительные суммы в форме «no-claim bonuses» или скидок чаще, чем на основе запланированных в бюджете допустимых превышений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *