Календарь статей
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Рейтинг@Mail.ru

В январе 2008 г. российское авторское право претерпело серьезные изменения в связи с тем, что с этого года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), призванная урегулировать отношения по поводу создания и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации и отменившая все специальные законы, существовавшие с начала 1990-х гг. в этой сфере.

Многие новшества продиктованы международными обязательствами, которые взяла на себя Российская Федерация с момента принятия Закона «Об авторском праве и смежных правах» (далее – ЗоАП).. в 1993 г. Некоторые новые положения восполняют пробелы и промахи того документа, отдельные напоминают о хорошо забытом старом. Многие нововведения являются ответом законодателя на сформировавшуюся судебную практику и изменения иных базовых нормативных актов. Рассмотрим основные положения нового законодательства.

  1. Результаты творческой деятельности

1.1. ГК РФ скорректировал понятие аудиовизуального произведения — им является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Замена слова «кадр» (из ст. 4 ЗоАП) на «изображение» (ст. 1263 ГК РФ) продиктована техническими способами фиксации – ведь на диске как таковых кадров нет.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. В отличие от ЗоАП 1993 года ГК РФ прямо не упоминает в ряду аудиовизуальных произведений диафильмы и слайдфильмы, что больше соответствует иностранным подходам к определениям аудиовизуальных произведений – в законах многих стран наряду с техническим критерием выдвигается условие, что последовательное использование кадров (изображений) фильма должно создавать эффект движения. Кроме того, технические устройства для использования диафильмов и слайдфильмов не столь сложны, а при желании и физической возможности можно воспринять их и невооруженным глазом. Зато аудиовизуальные отображения, порождаемые компьютерными программами ГК РФ относит не к аудиовизуальным произведениям, а к программам для ЭВМ и устанавливает для них режим охраны как для литературных произведений. Как это повлияет на порядок использования компьютерной графики в фильмах, пока оценить трудно. Продюсерам необходимо учитывать такой подход законодателя при заключении договоров.

1.2. Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и его части, если они отвечают тем же критериям, которые закон устанавливает для произведений: охрану получают все результаты творческой деятельности, выраженные в объективной форме, то есть форме, доступной для восприятия не только самим автором, но и неопределенным кругом лиц.

Традиционно такими частями являлись фрагменты (от рывки) и название произведения. Теперь ГК РФ указывает в разряде частей произведения также и персонажа, а договорная практика включает в эту категорию и «элементы» произведения. Раньше попытки охранять персонажа сводились к защите его имени или наименования от включения в произведения других авторов, а наилучшие результаты давала регистрация имени или изображения персонажа в качестве товарного знака (например, Чебурашка). Прямое указание об охране персонажа в тексте ГК РФ несомненно поможет авторам и продюсерам защищаться от недобросовестных пользователей, но все же больше шансов получить охрану будет у детально и компактно прописанного действующего лица, чем у среднестатистического персонажа, чьи характеристики надо собирать по крупицам по всему произведению.

Также неопределенной остается охрана сюжета произведения – идеи в российском авторском праве не защищались и не защищаются (в отличие, например, от французского законодательства, которое прямо называет в числе авторов фильма автора идеи наряду с автором адаптации и автором диалогов). Часто идея, которую хотели бы защитить от копирования автор или продюсер, представляет собой удачно найденный сюжетный ход, психологический или социальный конфликт. К сожалению, новые формулировки ГК РФ по- прежнему не позволяют считать сюжетную канву частью произведения и не защищают права авторов.

1.3. ГК РФ вводит понятие сложного объекта, то есть результата интеллектуальной деятельности, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии). Ранее действовавшее законодательство об авторском праве всегда рассматривало фильм как продукт совместного творческого труда, как произведение, созданное в соавторстве. Причем ГК РСФСР 1964 делал различия в правовом режиме профессиональных и любительских фильмов (права на первые принадлежали студии, на вторые – самим авторам), а ЗоАП, провозгласивший охрану всех результатов творческой деятельности независимо от их достоинства и назначения, такого различия уже не проводил.

ГК РФ выделяет из массы произведений, созданных усилиями нескольких авторов, те, которые требуют не только творческих, но и организационных, предпринимательских или административных, материальных, финансовых и иных усилий, устанавливая особый статус лица, эти усилия приложившего. Ведь те, кто не внес личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности, а лишь оказал его автору техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, не могут претендовать на соавторство. Поэтому отдельное регулирование сложного объекта дает продюсеру если не права, то хотя бы возможности.

Кроме того, фильм – это не только результат соавторства: в него входят результаты творческой деятельности и носителей смежных прав (артисты-исполнители, изготовители фонограммы), и объекты иных прав (например, это могут быть товарные знаки, зарегистрированные в отношении названия фильма или наименований его персонажей) и т.п.

Любопытно, что попытка установить особые полномочия продюсера в отношении производимого им фильма делалась в авторском праве и раньше, но ЗоАП устанавливал модель его отношений с авторами фильма в целом (режиссером-постановщиком, автором сценария и композитором, создавшим музыку специально для аудиовизуального произведения), теперь же ГК РФ определяет, какие договоры продюсер должен заключить с авторами результатов творческой деятельности, вошедших составной частью в фильм (оператор-постановщик, художник-постановщик, автор романа, положенного в основу сценария, артист-исполнитель и пр.). Таким образом, отношения с авторами фильма должны выстраиваться продюсером самостоятельно, не опираясь на императив закона.

1.4. В связи с принятием четвертой части ГК РФ также внесены изменения в целый ряд законов. Особенно следует отметить урегулирования права человека на использование его изображения. Проблемы с людьми, случайно (или не случайно!) попавшими в кадр, возникали давно, но точное указание, как следует действовать продюсеру в таких случаях, сформулировано только в последнее время. Итак, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

— использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

— изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.

Закон не указывает, в какой форме выдается разрешение, но логично будет предположить, что оно должно содержаться в письменном документе (типа расписки), подписанном самим изображенным или упомянутыми наследниками. Отсутствие разрешения может повлечь запрет использования фильма, взыскание полученных продюсером доходов и требование о компенсации морального вреда.

1.5. ГК РФ «легализовал» пародии и карикатуры. Теперь их можно создавать, не спрашивая разрешения автора пародируемого произведения (раньше пародия рассматривалась как частный случай переработки и требовала заключения договора о предоставлении соответствующих прав) и не выплачивая ему вознаграждение. Однако следует помнить, что возмещение вреда, причиненного чести, достоинству, деловой репутации и доброму имени никто не отменял, поэтому пародия является не «карт-бланш» для издевательств, а самостоятельным произведением, созданным по законам жанра.

  1. Субъекты.

2.1. Впервые в российском авторском законодательстве упоминается продюсер. Еще Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. устанавливал правомочия «предприятия, осуществившего съемку кинофильма или телевизионного фильма» (причем права такого предприятия охранялись бессрочно). Затем Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (действовавшие в сфере авторского права с 03.08.1992 г. до 03.08.1993 г.) вводили две новые фигуры – изготовителя кино-, теле- и видеофильма и создателя видеозаписи. Наконец, ЗоАП 1993 года указывал на изготовителя аудиовизуального произведения как на физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.

Термин «продюсер» фигурирует в Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» 1996г. Таковым в нем является физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма.

С введением в действие четвертой части ГК РФ из авторского права сомнительные «инициатива и ответственность» исчезли. Продюсер, он же изготовитель аудиовизуального произведения – это лицо, организовавшее создание такого произведения. Он вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Модель отношений продюсера и авторов, участвующих в создании фильма, определяется с учетом того, что аудиовизуальное произведение всегда является сложным объектом, произведением, созданным в соавторстве, требующим не только творческих, но и административных, организационных и финансовых усилий.

2.2. ГК РФ наделяет смежными правами нового субъекта – публикатора, причем ни международные соглашения, ни законодательства наиболее «продвинутых» в авторско- правовом отношении стран такой фигуры не знают.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Публикатор не может претендовать на какие-либо права, если он обнаружил произведение в государственных и муниципальных архивах.

Интересы такого лица могут проявиться в аудиовизуальной сфере, если продюсер планирует экранизацию, например, ранее не известного и сравнительно недавно (права публикатора ограничены 25 годами) найденного произведения Гомера, Шекспира, Пушкина и т.п. И хотя право на экранизацию (переработку) само по себе не входит в круг правомочий публикатора, проблемы возникнут, если появление фильма, созданного на основе такого произведения, как раз и будет обнародованием, то есть первым случаем выпуска произведения на суд широкой публики, тем более, что исключительное право публикатора признается и действует независимо от наличия и действия авторского права других лиц на переработку произведения.

Кроме того, продюсеру следует помнить, что публикатор вправе требовать указания своего имени при использовании произведения, в том числе при его переработке.

Поскольку исключительное право публикатора как правило переходит в связи с отчуждением оригинала произведения приобретателю, вариантом отношений продюсера и публикатора экранизируемого произведения является выкуп рукописи.

 3.Не имущественные права.

3.1. Из действия права на обнародование и права на отзыв исключены не только служебные произведения, но и результаты интеллектуальной деятельности, вошедшие в состав сложного объекта. Важным уточнением является то, что сам факт заключения договора об использовании произведения свидетельствует о реализации автором права на обнародование произведения и не требует никакого дополнительного оформления.

3.2. ГК РФ вводит довольно странное по формулировке право артиста – право признаваться автором исполнения. Раньше ограничивались правом исполнителя на имя.

3.3. Вместо права на защиту репутации автора введено право на неприкосновенность, то есть запрет вносить в произведение без согласия автора изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Пока не сложилась практика реализации этого нового (а на самом деле хорошо забытого со времен ГК РСФСР 1964 г.) права, именно оно вызывает наибольшие опасения в кинематографической среде: как это право проявит себя в процессе создания режиссерского сценария, монтажа, как будет соотноситься с правом на переработку, например, при экранизации литературного произведения?

При использовании произведения по сле смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

3.4. ГК РФ признает ничтожным отказ автора от права авторства и права на имя.

 4.Исключительное право.

4.1. ГК РФ воспринимает право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право, имущественное право) как единое и неделимое. Автор или иной правообладатель может использовать произведение самостоятельно или разрешить использовать произведение другому лицу. Впервые право распоряжения исключительным правом содержит не только возможность разрешения, но и запрет использования произведения. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

4.2. Конкретные способы использования произведения считаются различными проявлениями исключительного права, причем впервые ГК РФ ясно определяет, что использованием произведения считаются любые действия, независимо от того, совершаются ли они в целях извлечения прибыли или без такой цели. Перечень способов использования, содержащийся в ГК РФ не является исчерпывающим. По сравнению с ЗоАП он претерпел некоторые изменения: так, распространением теперь считается только передача оригинала или экземпляра произведения в собственность (продажа, мена, дарение и т.п.), а предоставление во временное возмездное пользование выделено в отдельное право на прокат.

4.3. В качестве исключения из имущественного права ГК РФ устанавливает случаи свободного использования, список которых по сравнению с ЗоАП дополнен культурными целями и пародиями, зато исключает возможность использования без согласия автора и без выплаты вознаграждения произведений, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, если изображение произведения используется в коммерческих целях.

 5.Договоры.

5.1. Автор и любой иной правообладатель (наследник, правопреемник по договору и иным предусмотренным законодательством основаниям) может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат творческой деятельности любым не противоречащим закону и существу исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Хотя в общих положениях гражданского законодательства допускается, что отношения могут возникнуть из договоров и сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, нельзя не считаться с тем, что ГК РФ вводит новую систему авторских договоров. Кроме того, обращают на себя внимание несколько новелл и уточнений: — более строгий подход к форме авторских договоров – отныне при отсутствии письменного договора (единого документа, подписанного сторонами, или хотя бы обмена письмами) невозможно ссылаться на наличие фактических договорных отношений.

— допущение безвозмездности авторских отношений

— вознаграждение как существенное условие возмездных авторских договоров.

В случаях, когда его размер прямо не предусмотрен договором и не может быть определено исходя из иных его условий, договор считается незаключенным, а в случае спора нельзя ссылаться на так называемую «обычную цену» — вознаграждение, которое было бы выплачено при сравнимых обстоятельствах за аналогичное произведение.

— договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме, считается лицензионным договором, за исключением договора, заключаемого в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект

— условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, ограничивающие право гражданина создавать произведения определенного рода или в определенной области либо отчуждать исключительное право на них другим лицам, ничтожны. Такое положение считается гарантией конституционной свободы творчества.

5.2. По договору об отчуждении исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право в полном объеме приобретателю. Такой договор заключается в письменной форме под угрозой его недействительности.

При существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении исключительного права срок вознаграждение за приобретение исключительного права прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю.

Если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

5.3. По лицензионному договору обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования произведения в предусмотренных договором пределах. Право использования, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Лицензионный договор заключает ся в письменной форме, кроме случаев использования произведений в периодической печати (тогда допускается устная форма) или в отношении программ для ЭВМ или базы данных (договор присоединения заключается путем совершения конклюдентных действий – нажатия кнопки «согласен»).

Несоблюдение требуемой письменной формы влечет за собой недействительность лицензионного договора. В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения; при отсутствии такого указания, лицензиат вправе осуществлять использование на всей территории Российской Федерации.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, причем инициатива его прекращения отныне принадлежит не только правообладателю, но и пользователю.

Лицензия может быть простой (неисключительной) и исключительной. По умолчанию предполагается неисключительная лицензия. В одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования могут быть предусмотрены лицензии обоих видов. Лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности.

При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования другому лицу (сублицензионный договор) в пределах предусмотренных лицензионным договором прав и способов использования.

В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения (в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме) или порядок исчисления такого вознаграждения.

5.4. По договору авторского заказа автор обязуется по заказу заказчика создать произведение на материальном носителе (передаваемом как правило в собственность заказчика) или в иной форме.

Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на заказываемое произведение или предоставление заказчику лицензии в установленных договором пределах.

Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. Кроме того, в большинстве случаев заказчик обязан предоставить автору дополнительный льготный срок для завершения работы над произведением.

5.5. Впервые указаны особенности правового режима произведений, созданных в рамках государственных или муниципальных контрактов для государственных или муниципальных нужд. В сфере кинематографии такими «казенными» произведениями являются фильмы, получившие полную или частичную финансовую поддержку или бюджета Российской Федерации или ее субъектов, а также кинолетопись.

Права на такие произведения могут принадлежать исполнителю государственного или муниципального контракта, его заказчику или им совместно.

Если исключительное право принадлежит заказчику, исполнитель обязан путем заключения договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи заказчику, но при этом он имеет право на возмещение понесенных затрат.

Если исключительное право принадлежит исполнителю, он обязан по требованию заказчика обязан предо ставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование произведения для государственных или муниципальных нужд – о таком обременении должны быть предупреждены все партнеры исполнителя — правообладателя.

Если исключительное право на произведение принадлежит заказчику и исполнителю совместно, заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование произведения для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

5.6. Правовой режим произведения, созданного в порядке исполнения трудовых обязанностей (служебного произведения), сохранился прежним: право авторства, право на имя и неприкосновенность произведения принадлежит автору-работнику, а исключительное право (то есть право на использование произведения в любой форме любым способом) – работодателю, если иное не предусмотрено договором.

Однако отныне работодатель обязан выплачивать работнику вознаграждение за использование произведения (помимо зарплаты), а если в течение 3 лет он не начал использование произведения, не передал исключительное право на него другому лицу или не сообщил автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение у работодателя прекращается, а возникает у автора. Но даже в такой ситуации работодатель вправе использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах.

Для полноценной реализации этой возможности работодатель должен формализовать цель и пределы задания до начала его выполнения работником в виде служебной записки, приказа, дополнения к трудовому договору и т.п. Кроме того, впервые введено понятие служебного исполнения точно по модели служебного произведения.

 6.Ответственность в сфере авторского права и смежных прав.

6.1. Существенно сокращен размер ответственности автора за неисполнение или ненадлежащее исполнение авторских договоров – она ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора, а в случае нарушения автором договора авторского заказа, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат также ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

6.2. На исключительное право, принадлежащее не самому автору, а другому лицу, и на право использования произведения, принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание. При этом в случае заключения договора о залоге исключительного права залогодатель вправе в течение срока действия этого договора использовать результат интеллектуальной деятельности и распоряжаться исключительным правом без согласия залогодержателя, если договором не предусмотрено иное.

6.3. Помимо устрожения уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, гражданско-правовая ответственность за эти действия расширена ГК РФ.

Так, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора.

Еще одним видом защиты введено требование к нарушителю исключительного права о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

6.4. Как и последняя редакция ЗоАП, ГК РФ приравнивает к «традиционным» нарушениям авторского права (плагиат, пиратство и т.п.) обход технических средств защиты авторских прав, которыми признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие до ступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения, а также уничтожение или искажение информации, идентифицирующей произведение, автора или иного правообладателя, либо информации об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация.

Кроме того, в последнее время все чаще обсуждается вопрос о введении юридической ответственности в отношении пользователей, нарушающих условия лицензий (например, на тиражирование аудиовизуальных произведений или вещание) или не соблюдающих рекомендаций по возрастному ограничению аудитории, содержащихся в прокатных удостоверениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *