Календарь статей
Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Рейтинг@Mail.ru

Вот наглядный пример всего цикла создания фильма за пределами голливудской системы силами энтузиастов и художников. «Баллада о Григорио Кортесе» была поставлена продюсером Монтесумой Эспарзой под эгидой Национального Совета Ла Розы — общественной группы адвокатов, как часть из 5 частей сериала, основанного на литературе и истории американцев испанского происхождения. В основе «Кортеса», первого фильма сериала, лежало историческое исследование доктора Америко Паредеса «С пистолетом в руке». Это совместная работа «Монтесума Эспарза Продакшинс» и «Вайлдвуд Энтерпрайсиз», возглавляемая Робертом Редфордом.

Эспарза решился взяться за фильм, поскольку чувствовал некоторую личную связь с темой фильма и его политическим и социальным подтекстом. Подобно главному герою фильма, Эспар-зе было предъявлено ложное обвинение судом присяжных в Лос-Анджелесе в связи с его политической деятельностью в конце 60-х годов. Отталкиваясь от частного случая, положенного в основу фильма, он хотел выйти на глубокое обобщение, показав, что в основе таких «случайностей» лежат проблемы культурного непонимания, языковой разобщенности и расовых предрассудков. Фильм должен был быть сделан на материале жизни чиканос в США, но предназначался для самой широкой многонациональной аудитории.

Постановочный сценарий был разработан и написан Виктором Вилласинором при финансовой поддержке Национального фонда содействия искусствам. Режиссерский сценарий для съемок был сделан Робертом Янгом, режиссером фильма, который совместно с актерами Эдвардом Олмосом и Томом Бауэром разработал и диалоги. Янг придумал новую необычную структуру фильма, характеризующуюся многообразием подходов к проблеме мам, возникающим на основе культурных и языковых барьеров, и использующую ретроспекцию.

Финансирование проекта. Из 1 305 000 долларов, выделенных на фильм, 1 174 000 долларов пошло на его производство. Оставшаяся сумма пошла на подготовку сценариев для другого фильма сериала и покрытие накладных расходов Национального Совета Ла Розы. Средства на создание фильма (в тыс. долларов) были предоставлены рядом заинтересованных организаций:

1. Национальный фонд содействия искусствам:

— Прямые дотации    — 450 тыс.долл.

— Долевые дотации    — 150 тыс.долл.

2. «Корпорэйшен Фор Паблик Бродкастинг»    — 540 тыс.долл.

3. «Эмерикен Плэихаус»    — 100 тыс.долл.

4. З ап адн о герман ское т елеви д ен и е     — 65 тыс.д олл.

Всего:    1305 тыс. долл.

Доходы, полученные от фильма, были впоследствии распределены между Национальным Советом Ла Розы, Национальным фондом, Корпорэйшен Фор Паблик Бродкастинг, режиссером Робертом Янгом, сценаристом, помощником режиссера, автором книги и ведущим актером. Как заметил Олмос, «главным капиталовложением в фильм явились время и энергия тех из нас, кто верил в него; это был от начала до конца «труд по любви».

Эспарза надеялся, что фильм будет иметь большой резонанс. Тем не менее, не было проведено каких бы то ни было специальных исследований аудитории будущего фильма. Дотации от общественных организаций, телевидения и «Эмерикен Плэихаус» обеспечивали фильму надежную защиту от рыночной конъюнктуры. Это позволило режиссеру снять фильм таким, каким он его видел. Продюсер верил, что рано или поздно фильм найдет своего зрителя.

Производство. Подготовительный период продолжался от получения дотаций в июне 1981 г. до начала съемок в октябре того же года. В течение этого времени было сделано следующее:

1. Создана съемочная группа и подобран состав ведущих исполнителей.

2. Принято решение снимать фильм на 35-миллиметровой пленке, что обеспечит ему кинопрокат (в противном случае прокат фильма был бы возможен исключительно для телевидения и университетов).

3. Принято решение использовать в фильме испанский и английский языки без субтитров.

4. Монтесума Эспарза пригласил на роль Кортеса Эдварда Джеймса Олмоса и по его просьбе взял режиссером Роберта Янга.

Эспарза хотел видеть «Кортеса» на экранах кинотеатров, но, связанный обстоятельствами, был вынужден прежде всего создавать телевизионный вариант. Олмос, который в то время исполнял главную роль в еженедельном телесериале Эн-Би-Си «Майя- ми Вайс» и считался известным актером, видел фильм с самого начала не телевизионным, а кинофильмом для театров. Роберт Янг в конечном итоге был того же мнения, что и Олмос. По рекомендации Янга Эспарза пригласил для участия в работе Майкла Хаусмэна в качестве второго режиссера, известного своим участием в создании фильмов «Важный район» и «Амадеус».

Контракты, заключенные финансирующими фильм организациями, основывались на том, что «Кортес» будет тем не менее телевизионным фильмом. Но Эспарза с энтузиазмом согласился на условия Янга, рассчитывая на получение дополнительных доходов и проведение новых переговоров с фирмами-спонсорами о возможности кинопроката фильма.

Во-первых, он провел ряд трудных и длительных переговоров с SAG и профсоюзами с тем, чтобы обеспечить вслед за показом в телесети Пи-Би-Эс прокат фильма по кинотеатрам. Новые контракты позволили «Кортесу» избежать серьезных проблем, с кото- рыми пришлось столкнуться другим фильмам, созданным независимыми студиями по контрактам с Пи-Би-Эс. Во-вторых, было заключено дополнительное соглашение с Пи-Би- Эс, необходимое для того, чтобы обеспечить фильму «окно» после телепоказа. При поддержке «Эмерикен Плэйхаус» Эспарзе удалось добиться беспрецедентного в истории Пи-Би-Эс соглашения, обеспечившего «Кортесу» годичное «окно» для показа в кинотеатрах.

Как поставить фильм, в котором диалоги ведутся на двух языках— английском и испанском? Создатели фильма пошли на большой риск, стремясь приблизить драматический сюжет фильма к реальной жизни, они решили отказаться от субтитров. Кинематографисты полагали, что основная сюжетная линия будет понятна зрителям, непонимание же отдельных слов или даже диалогов будет компенсироваться реализмом ситуации и характерной игрой актеров.

Производство фильма включало в себя 5 недель основных — с октября по ноябрь 1981 г.— и одну неделю дополнительных съемок. Фильм был снят на суперпленке 16-миллиметрового формата. Натурные съемки проходили в трех штатах, в них участвовали 15 000 человек. Для фильма с таким незначительным бюджетом — это очень большой масштаб. Чтобы добиться большей достоверности, съемки решили перенести из Нью-Мехико в Техас, где реально происходили снимаемые события. Не смотря на дополнительные издержки, перерасход средств на создание «Кортеса» составил лишь 9 % общего бюджета.

Монтаж фильма занял 7 недель и был закончен к июню 1982 г. Копии фильма были сделаны на 35-миллиметровой пленке. Оплата за тиражирование была отсрочена до подписания контрактов с кинематографическими компаниями.

Прокат. 29 июня 1982 г. «Баллада о Григорио Кортесе» была показана по телевидению по программе «Эмерикен Плэйхаус ». Это вызвало недовольство кинопрокатчиков: «Кортес» нарушил одно из основных условий кинобизнеса, фильм потерял свою «девственность», попав на телевидение до премьеры в кинотеатрах.

Однако создатели фильма не отказались от показа «Кортеса» в кинотеатрах. Олмос с приятелем актером Томом Брауэром в июне 1981 г. приехали в Солт-Лэйк-Сити в творческую школу Роберта Рэдфорда Санданс Институт. Там они встретились с Джеффом Даудом, который успешно применял в кинобизнесе методы рекламы, аналогичные использовавшимся в политических компаниях 60-х годов. Олмос был убежден, что эти методы можно применить и для проникновения «Кортеса» на национальный рынок.

Условия контракта требовали, чтобы демонстрации фильма на телеэкране предшествовал кинопоказ. Поэтому за три недели до телепремьеры «Кортеса» Олмос организовал кинопросмотр в Сан-Антонио (Техас). Национальный Совет Ла Розы выделил 5000 долларов для однонедельного показа фильма в одном из театров Театрального объединения Сантико. «Эспарза Продак-шинс» взяло на себя все транспортные расходы. Национальный Совет Ла Розы снабдил фильм афишами, объединение Сантико обеспечило рекламными материалами. Олмос распространял рекламные проспекты, пользуясь своей популярностью у зрителей (которые узнавали в нем «Эль Пачино» из его раннего фильма «Зут Сьют»).

Ночью накануне премьеры директор лаборатории Ду Арт прибыл в Сан-Антонио с первой копией фильма; премьера состоялась 4 июня. В зале было лишь 2 зрителя. Однако усилия Олмоса не пропали даром: к концу недели количество зрителей увеличилось до 250, и, учитывая это, Национальный Совет возместил личные расходы Олмоса на рекламу фильма.

После двух национальных показов по Пи-Би-Эс («Кортес» занял 11-е место среди фильмов, показанных по данной программе) Олмос решил повторить свой эксперимент в

Лос-Анджелесе. Он понимал, что единственный путь обеспечить фильму заключение контрактов на кинорынке — привлечь внимание прессы и по возможности собрать наибольшее количество зрителей. Эспарза оплатил расходы за шестинедельный ежесубботний утренний показ фильма в Лос-Анджелесском театре, и Олмос подписал трех- недельный контракт с фешенебельным Биверли Хилс Мьюзик Холлом.

Последовательный показ в течение 9 суббот, начиная с сентября 1982 г., привлек внимание кинематографической общественности и прессы Лос-Анджелеса. Всего в Лос- Анджелесе фильм просмотрело около 5000 человек. В «Лос-Анджелес Тайме» появились две хвалебные статьи: одна редакционная, другая Чарльза Чэмплина в разделе искусства.

Чарльз Чэмплин пригласил Олмоса, Бауэра и Янга на просмотр «Кортеса» для своего курса в киношколе, где присутствовали репортер «Лос-Анджелес Уикли» Джингер Варней, который впоследствии написал одобрительную статью, и Рос Ла Мана, работавший тогда на

«Эмбэси Пикчэр.с». Через Ла Мана создателям «Кортеса» удалось выйти на компанию «Эмбэси Пикчэрс». Сразу после просмотра «Кортеса» президент студии Джерри Пе-ренчио заявил о своем желании иметь фильм. Услышав об этом приобретении, глава студии Норман Лир захотел увидеть «Кортеса», и кинематографисты договорились о просмотре фильма в его доме.

Условия соглашения. «Эмбэси Пикчерс» запросило 5-летнее «окно» для проката «Кортеса», но телевидение согласилось только на 2-годичн£>е. После пяти месяцев переговоров Эспарзе удалось увеличить срок до 3,5 лет. Кроме того, «Кортесу», предостав- лялось дополнительно «окно» в 1,5 года при условии, что два других фильма сериала заменят «Кортеса» в течение всего периода действия контракта (5 лет).

С помощью Янга за 85 000 долларов продюсер представил Пи-Би-Эс фильмы Янга «Ничего, кроме человека» и Роберта Дуэлла «Завтра». Эспарза был также вынужден выкупить права на продажу «Кортеса» некоторым иностранным фирмам у «Эфи-нити Энтерпрайсиз», поскольку «Эмбэси Пикчерс» настаивала на исключительном праве владения фильмом на мировых рынках.

За «Балладу о Григорио Кортесе» «Эмбэси Пикчерс» был предложен создателям фильма задаток в 500 000 долларов и 50 % от возможной прибыли за вычетом расходов на покупку фильма, его тиражирование, реклам у и административные издержки, составляющих 30 % от всех доходов фильма. Однако после подписания данного пакетапредложений никакие иные прибыли не могут быть получены.

Вероятно, наиболее любопытным моментом соглашения было то, что «Эмбэси Пикчэрс» с энтузиазмом поддержала работу Олмоса и его команды по рекламированию и продаже «Кортеса».

Маркетинг. Группа «Кортеса», используемая «Эмбэси Пикчерс» как самостоятельное подразделение, занимающееся маркетингом, включала Олмоса, Тома Бауэра, консультанта фильма Боба Хоффмана и 4 местных представителей: юриста, издателя журнала «Каминос», специального ассистента по маркетингу и финансиста.

Группа оказалась в сложном положении: она находилась в постоянной зависимости от «Эмбэси Пикчэрс», поскольку все окончательные решения, касающиеся анонсирования, открытия, выпуска фильма на национальном кинорынке, и прочее оставалось в руках отделов маркетинга и распределения компании, перед которымии группа была обязана отчитываться.

Период, в течение которого группа «Кортеса» функционировала в рамках «Эмбэси Пикчэрс» (с марта 1983г. по февраль 1984г.), оказался очень неблагоприятным для «Эмбэси». Отдел маркетинга за 2 недели до вступления в него группы «Кортеса» сам был реорганизован вследствие недавнего слияния «Эмбэси Пикчэрс» и «Авко Пикчерс», и в последующие несколько месяцев объединение претерпело ряд организационных и штатных встрясок и перетасовок.

Одно из них, наиболее значительное, заключалось в том, что руководство, занимающееся производством и распределением фильмов, было смещено. Около 150 сотрудников было уволено, и многие запланированные к выпуску кинокартины отложили на полку. Латиноамериканский отдел, сформированный Лиром, был упразднен.

Несмотря на беспокойную обстановку, группа «Кортеса» продолжала получать поддержку со стороны первого вице-президента компании по маркетингу и его штата. С группой был заключен 8-месячный контракт, и ей был выплачен дополнительный гонорар в сумме 85 000 долларов, включающий в себя заработную плату персонала, транспортные расходы и другие издержки. После просмотра фильма контракт был продлен еще на 3 месяца, и группе «Кортеса» было выплачено дополнительно 35 000 долларов.

Планы группы были просты, но амбициозны: в течение 8-месячного периода действия контракта охватить как можно больше кинорынков. Для этого была разработана двойная стратегия:

— организация прочной поддержки со стороны критики с использованием для этого фестивалей, рецензий, искусствоведческих статей и т. п.;

— расчет помимо специальных целевых аудиторий и на массовую.

«Баллада о Григорио Кортесе» получила одобрение и теплый прием на ряде кинофестивалей, включая Теллурайд и Мил Вэли в США, фестивали в Южной Африке и

Советском Союзе. Теллу-райдский фестиваль продемонстрировал, как дальновидная и настойчивая политика группы «Кортеса» привела к достижению поставленных целей.

Сначала фестиваль учредил специальный приз для Ирвинга Янга, руководителя лабораторий по обработке пленки «Ду Арт». Затем добился, чтобы фестиваль официально был посвящен американскому независимому кино и персонально Ирвингу Янгу за его вклад в кинематограф (4 фильма, показанные на фестивале, были проявлены в лаборатории «Ду Арт»). Благодаря такой политике группе «Кортеса» предоставили возможность показать свой фильм. Боб Янг, режиссер фильма и брат Ирвинга, действовал через брата, добиваясь участия фильма в кинофестивале. «Кортес» был бурно встречен на Теллурайдском фестивале, собрав наибольшее число зрителей за всю историю его проведения. На Мил Вэли Фестивэл Янг получил еще один приз, а зрители смогли увидеть ретроспективный показ фильмов с его участием.

За год до подписания соглашения с «Эмбэси» Олмос начал показ фильма целевым аудиториям, параллельно участвуя с местными общественными деятелями и организациями в гражданских акциях и кампаниях по борьбе с молодежной наркоманией и преступностью. Он показывал «Кортеса» в испанских общественных центрах и школах, в центрах задержания подростков, проводя дискуссии по вопросам национальной и культурной разобщенности людей.

Группа «Кортеса» установила контакты с рядом местных и общенациональных организаций, проявивших интерес к фильму. Среди них были Калифорнийская ассоциация судебных переводчиков, Ассоциация американских историков, Национальный совет учителей английского языка.

В это время «Эмбэси Пикчерс» в одностороннем порядке решила провести пробный прокат фильма в двух городах с репрезентативной аудиторией — в Сан-Франциско (массовая аудитория) и Эль-Пасо (испаноговорящая аудитория).

Успех группы «Кортеса» в рекламировании фильма был результатом удачно проведенной кампании маркетинга. Группа заключила ряд соглашений с общественными организациями о прокате фильма на 10-ти важнейших кинорынках страны, где «Эмбэси» первоначально планировала запустить фильм. На некоторых кинорынках, например, в Сан- Франциско и Сиэтле, группе удалось получить поддержку со стороны критиков, в то время как в Бостоне и Нью-Йорке это сделать не удалось.

На первоначальном этапе, когда группа сама занималась прокатом фильма, ее члены работали с сотрудниками «Эмбэси» и представителями киноиндустрии. Это способствовало налаживанию контактов с местными организациями кинопроката и прессой, а впоследствии — помогало усилиям по распространению фильма и его рекламированию. Однако в целом подход «Эмбэси» к рекламе и «проталкиванию» фильма был слишком стандартен: компания пыталась добиться высокой эффективности за счет крупных капиталовложений и быстрого проката. Группа «Кортеса» осознавала, что этот старый голливудский метод не учитывает особенностей кинозрителей различных регионов и тем самым ведет к потере аудитории.

Соглашение об организации анонса и рекламы было оформлено по субконтракту «Эмбэси» с независимыми производственными компаниями. Киноафиши подготовил производственный центр «Калейдоскоп» в Лос-Анджелесе.

Многие члены группы критиковали рекламный образ «Кортеса». Эспарза находил рекламу слишком темной и мрачной. Другие представители группы видели в рекламе фильма образчик вестерна и полагали, что подобный рекламный имидж не отражает универсальности истории.

Рекламная кампания проводилась одновременно с пробными демонстрациями фильма. «Эмбэси» не имела готовой графической рекламы даже за неделю до премьеры, и только 3 недели спустя наладила конвейерное рекламное производство.

Также возникли трудности и с названием фильма. Первоначально фильм назывался «Подлинная история Григорио Кортеса». Потребовалась целая серия обсуждений, прежде чем удалось прийти к окончательному варианту названия. Янг находил данное название неточным. Сюжет фильма, считал он, не является подлинной историей Кортеса, а представляет собой историю культурной разобщенности людей, приводящей порой к трагедиям. Эспарза опасался, что название станет неприемлемым для рядового зрителя и лишь усилит восприятие картины как вестерна. Олмос полагал, что для продажи фильма название не так важно, как распространяемая о нем молва.

Стратегия проката. «Эмбэси» и группа «Кортеса» придерживались различных взглядов на стратегию выпуска фильма на киноэкраны. Студия предлагала организовать премьеры в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в конце сентября 1983 г. с последующим: 4- недельным масштабным показом сразу на 10-ти основных кинорынках страны с использованием при этом 50-ти копий фильма.

Группа «Кортеса» предлагала как раз постепенное продвижение фильма, от региона к региону. В конечном итоге «Эмбэси» настояла на своем.

Узнав окольными путями о решении студии провести пробный выпуск «Кортеса» на широкую аудиторию, группа развернула активную кампанию по рекламе фильма в Сан- Франциско. Для показа «Кортеса» были выбраны две компании — «Бэй Эриэ ин-депендент филммэйкез» и «Хиспэник комьюнити групс». Друзья помогли организовать просмотр «Кортеса» в университетском городке Беркли в Сан-Франциско, а также для местных кинематографистов.

Демонстрация фильма была также организована для местного испаноговорящего населения и прессы. Ретроспективный показ фильма с участием Боба Янга, вручение ему приза на Мил Вэли Фестивэл, который проходил в это же время,— все способствовало росту популярности «Кортеса» в Сан-Франциско.

На одном из финальных предварительных показов в Фор Стар-Сиэтэ группа «Кортеса» использовала ряд необычных для рекламы фильмов новшеств. Не сообщив никому в студии, группа напечатала и распространила 3000 билетов на 300 мест театра. Тех, кто не смог попасть на просмотр, развлекали уличные жонглеры, фокусники, «пожиратели огня», а также местные активисты. Обаятельный Олмос развлекал зрителей, демонстрируя совершенное искусство владения аудиторией. Как показали последующие события, это был удачный ход, привлекший внимание к фильму.

Показ «Кортеса» в Сан-Франциско продолжался 4 месяца. Сборы, полученные от проката фильма за первую и вторую недели, составили соответственно 22 000 и 21 500 долларов. Для небольших залов, где демонстрировался фильм, это были внушительные суммы. Успех в Сан-Франциско подтолкнул «Эмбэси» к отправке фильма в Беркли, а затем к показу «Кортеса» еще в 19-ти городах США. Масштабы демонстрации «Кортеса» были слишком велики для маленькой группы. Поэтому она уже не успевала организовывать необходимую рекламу, и фильм не везде приносил равноценные кассовые сборы.

В Сан-Крузе фильм был заказан местным небольшим кинотеатром, а не престижным центральным кинотеатром. Население приняло «Кортес» прохладно, решив, что это —очередной вестерн. В Сан-Джоусе премьера «Кортеса» провалилась из-за забастовки, и хотя мэр города выпустил специальную прокламацию , поддерживавшую фильм , кинематографистам не удалось пересечь линию пикета. В целом же в районе Бэй Эриэ фильм выручил 500 000 долларов.

Премьера в Эль-Пасо неделю спустя после показа в Сан-Франциско явилась первой обкаткой испанского варианта фильма и предназначалась для испаноговорящей аудитории. Основная часть группы осталась в Бэй Эриэ, а Олмос и Дании Харо {хорошо известный адвокат по гражданским делам) организовали общественный показ.

Несмотря на то, что в Эль-Пасо в это время наблюдались падение деловой активности и резкий взлет безработицы {до 40 %), фильм принес значительные доходы, опередив известный фильм Чеви Чейза «Каникулы».

Вопреки возражениям группы «Кортеса» «Эмбэси» по-прежнему вынашивала планы широкой демонстрации фильма. Группа «Кортеса» требовала постепенного проката фильма, что позволило бы на каждом из рынков использовать различные способы и методы рекламирования, столь успешно примененные в Сан-Франциско. Новый руководитель службы проката «Эмбэси» предпочел, однако, организацию быстрого завоевания кинорынков.

В основе этого решения лежала незаинтересованность «Эмбэси» в специальной организации проката «Кортеса». Вспоминая сложившуюся тогда ситуацию, Олмас охарактеризовал ее так: «Мы были в ловушке. Мы хотели саботировать фильм, несмотря на то, что они его финансировали. Нам хотелось делать по-своему, а не как это было принято». Никто в группе «Кортеса» не удивился, что фильм не смог закрепиться ни на одном из основных кинорынков страны. «Эмбэси» это заставило снять фильм с проката.

События в Нью-Йорке наглядно демонстрируют, что спешка и недостаточно подготовленный массовый прокат создают много проблем для некоммерческих фильмов. «Эмбэси» торопилась скорее организовать широкий прокат, хотя программы кинотеатров были и без того насыщены и уплотнены. Владелец пяти нью-йоркских кинотеатров предложил показать «Кортеса» в своем кинотеатре— одном из самых престижных в городе при условии, если демонстрация фильма состоится через 6 дней. «Эмбэси» согласилась, хотя для успешного показа требовался более длительный срок подготовки.

Группа «Кортеса» посетила Нью-Йорк в апреле 1983 г. и затем в августе 1983 г. Для предваряющих демонстрацию фильма работ. «Кортес» был включен в программу нью-йоркского фестиваля латиноамериканских фильмов. Помимо этого, группа «Кортеса» организовала просмотр для специалистов в области общественного мнения. Но даже такой прочный фундамент не позволил группе «Кортеса» закрепиться в Нью-Йорке.

Недостаток времени, вызванный неожиданным объявлением «Эмбэси» о проведении премьеры в середине октября, жестко ограничивал возможности проката в Нью-Йорке.

Кроме того, параллельно премьере «Кортеса» в Нью-Йорке проходил большой кинофестиваль, привлекший к себе основное внимание публики и прессы. Да и в печати «Кортес» получил неоднозначную оценку. В результате сборы в престижном кинотеатре Нью-Йорка в течение 4 недель падали неуклонно: 1-я неделя—11102 доллара; 2-я неделя —8 630; 3-я неделя — 7 260; 4-я — 5 477 долларов.

Показ в Лос-Анджелесе был также разочаровывающим, принеся лишь 250 000 долларов сбора. Это, говорят, был первый случай в истории кино, когда фильм, имевший большой успех в Сан-Франциско, не покорил Лос-Анджелес. Определенное влияние на это оказала одна неудачная сделка. «Кортес» был показан в «Мэн’с Файн Артс Сиэтл», который заключил соглашение с «Эмбэси» на право исключительного показа в течение 4 недель, лишив таким образом группу «Кортеса» возможности показать фильм в «Чикано Сиэтэ» в Восточном Лос-Анджелесе.

В конце концов этот барьер был устранен, когда объединение «Пэсифик Энд Метрополитен Сиэтэ», контролирующее кинотеатры для испаноговорящих кинозрителей в Восточном Лос-Анджелесе, потребовало у «Эмбэси» 20 000 долларов плюс плату расходов на рекламу за 2-недельный прокат фильма. «Лос-Анджелес Тайме» поместила положительную рецензию на «Кортеса» на последней странице, поскольку ранее Чэмплин уже опубликовал в этой газете обширную статью о фильме.

В Бостоне после неудачного проката «Кортеса» в Нью-Йорке фильм не встретил энтузиазма у кинопрокатчиков и критики. В Техасе он прошел не в лучшем кинотеатре и без особой рекламы. Анализ прокатной судьбы «Кортеса » выявил интересную закономерность: чем ближе к американо-мексиканской границе демонстрировался фильм, тем меньше зрителей его посещало (за исключением Сан-Диего); чем дальше на север продвигался фильм, тем большей становилась его аудитория.

Общая сумма доходов от кинопроката «Кортеса» в период руководства «Эмбэси Пикчерс» все же покрыла расходы на рекламу (828 000 долларов) и тиражирование фильма (84 000 долларов). Всего в обращении была 41 копия. Вложив в фильм 1,5 млн. долл. (включая аванс), «Эмбэси» возместила свои расходы через 3 месяца после начала демонстрации фильма.

Группа «Кортеса» решила пересмотреть свое соглашение с «Эмбэси», касающееся проката фильма. Окунувшись в дело кинопроката и наладив контакты во многих городах страны, группа решила заняться продажей фильма самостоятельно. Была создана новая независимая компания «Григорио Кортес Дистрибьюшен», которая организовала показ фильма по платному кабельному телевидению и видео через «Эмбэси Хоум Энте-тейнмент» и занялась поиском новых рынков сбыта (вне кинопроката). По соглашению с «Эмбэси» компания получила 25 % чистой прибыли, оставшейся после оплаты расходов на рекламу.

Прокат по субдоговору в отличие от самостоятельного договора обеспечивал группе «Кортеса» известные преимущества. Во-первых, соглашение обеспечивало бронирование лучших национальных кинорынков и возможность получить доходы от местных кинопрокатчиков. «Эмбэси» также помогала приобрести афиши, «опии и рекламные материалы. Однако большинство прокатчиков предлагали соглашения по более низким процентам от дохода, чем получала «Эмбэси».

Одно из наиболее успешных соглашений имело место в Денвере. Работая в городе в течение года и приняв участие в Теллу-райдском и Денверском кинофестивалях, группа «Кортеса» получила поддержку местных властей. К тому же Бауэр был родом из этих мест и его личные контакты внесли большой вклад в организацию трехнедельной массовой рекламной кампании. На премьере в Театре Моды, где фильм демонстрировался 6 недель и собрал 32 118 долларов, присутствовали Олмос, Янг, мэр Пинэ. Прокатчик платил компании по скользящей шкале от 60 до 70 %. К декабрю 1984 г. кассовые сборы фильма составили больше 100 000 долларов, чистая прибыль 19 500 долларов.

Другие рынки. Права на показ фильма по домашнему видео приобрела «Хоум Энтетейнмент Дивижн». От продажи видеокассет получено 350 000 долларов, из которых около 70 000 было передано «Эмбэси». Платное кабельное телевидение дало только соглашением с НВО 50 000 — 60 000 долларов дохода. Кроме этого «Эмбэси» продало права на производство учебного фильма на основе «Кортеса», подготовленного «Мазур Корпорэйщен». Фильм многократно использовался в программах обучения испанскому языку в высших школах и колледжах и группами испаноговорящей общественности. Доход, полученный от проката фильма вне кино, составил 118 000 долларов, из них стоимость копий вне кино — 23 000 долларов.

Фильм был передан в эфир по телесети Пи-Би-Эс в июне 1982 г. (предшествуя его кинопоказу) как часть «Эмерикен Плэйхаус». В апреле 1986 г. Олмосу удалось достигнуть предварительного соглашения с телесетью, предусматривающего единственный показ фильма в основное телевизионное время-(300 000 долларов). Однако на заключительном этапе подписания соглашения Пи-Би-Эс, обладательница прав на показ фильма в телеварианте, отклонила сделку. Летом того же года Пи-Би-Эс планировала выпуск «Кортеса» в эфир.

Фильм прошел по экранам 25-ти стран мира и собрал около* 300 000 долларов. Лучше всего он был принят в Канаде, Италии, ФРГ.

Заключение. «Балада о Григорио Кортесе» создана в 1981 г. «Монтесумой Эспарзой Продакшинс» и Национальным Советом Ла Розы. Основная сумма (1,3 млн. долларов) была внесена Национальным фондом и Корпорацией общественного вещания для создания телеверсии фильма. «Кортес» был передан по телесети Пи-Би-Эс («Эмерикен Плэйхаус») в июне 1982 г. Впоследствии был создан киновариант фильма, что явилось беспрецедентным событием в истории кинобизнеса.

Вслед за прокатом в Сан-Франциско в конце лета 1983 г. «Кортес» прошел по основным кинорынкам страны. Однако в. других городах он не имел такого шумного успеха, как в Сан-Франциско. Поэтому «Эмбэси» отказалась от дальнейшего проката фильма, и лишь специально созданная организация «Кортес Маркетинг труп» продолжала этим заниматься на свой страх п риск.

Роберт Хоффман подводит итог своему опыту организации кинопроката «Кортеса»: «Истинный вклад в создание фильма, коммерческий или какой-то другой, не может быть измерен в долларах или удачной организацией проката. Забота о фильме — вот то, что сплачивало всех участников группы «Кортеса». Наш опыт не является образцом для других, поскольку редко случается, чтобы все необходимые для удачной судьбы фильма компоненты имелись бы в наличии. Однако история создания «Кортеса» явилась примером того, чего можно добиться самоотверженностью и настойчивостью. Эти качества постоянно сопровождали нашу работу по осуществлению маркетинга фильма. Вдохновителем наших усилий был актер Эдвард Олмое. Без его неослабевающей приверженности делу фильм никогда бы не получил своего признания».

Эдвард Олмос о своей работе: «Если бы мне удалось сделать еще один фильм, подобный «Кортесу», я бы считал себя очень удачливым. Такое случается в кино очень редко. Боб Янг создал прекрасный фильм. Я не только горжусь результатом работы, но и сам процесс создания фильма явился для меня открытием чего-то нового. Снимаю шляпу перед Эспарзой, Янгом и Хаусмэ-ном за то, что они позволили мне участвовать в фильме в стольких качествах. Я верю в будущее фильма, я знаю, что в 2050 г. фильм увидит большее количество зрителей, чем кинокартину «Звездные войны», поскольку данная история занимает важное место в американской истории».

Создатели фильма:

Режиссер-Роберт Янг

Продюсеры-Монтесума Эспарза и Майкл Хаусмэн Сценаристы -Виктор Вилласинор и Роберт Янг Актеры -Эдвард Джеймс Олмос, Том Бауэр

Прокатки:

Кинотеатры- Эмбэси Пикчерс, Григорио Кортес Дистрибьюшн

Домашнее видео- Эмбэси Хоум Интертаинмент Кабельное ТВ — Эмбэси Хоум Интертаинмент Телевидение — Пи-Би-Эс («Америкэн Плэйхаус») Вне кинопроката — Филмс Инкорпорэйтед Зарубежные рынки — Эмбэси Пикчерс По каз :

Премьера — август 1983

Число копий — 600

Кассовые сборы — 909 000 долл.

Прокатные отчисления — 429 000 долл.

Видео — 350 000 долл.

Кабельное ТВ — 55 000 долл.

Вне кинопроката- 118 000 долл.

Зарубежные рынки — 300 000 долл.

Страховка — 5 000 долл

Реклама — 83,700 долл.

Тираж копий-6000 долл.

Краткое содержание фильма. Действие происходит в середине XIX в. в Техасе (США). К Григорио Кортесу, фермеру мексиканского происхождения, приезжает шериф. Он разыскивает пропавшую лошадь. Поскольку Кортес не знает английского языка, шериф обращается к помощнику, владеющему испанским. Неточность перевода приводит к роковой ошибке: шериф обвиняет Кортеса в краже лошади. При попытке задержания Кортеса шериф убивает его брата. В состоянии аффекта Кортес убивает шерифа.

Понимая, что расплата неизбежна, Кортес оставляет семью и спасается бегством. Он становится объектом небывалой в истории Техаса охоты на человека. Больше недели Кортесу чудом удается ускользать от 600 преследователей, но на исходе 11-го дня он все- таки был схвачен.

Толпа линчевателей пыталась штурмовать тюрьму, в которой находился Кортес, но местным властям удалось спасти его. Наконец, Кортес предстал перед судом, где и была обнаружена нелепая ошибка, ставшая причиной последующих трагических событий. Однако суд вынес Кортесу суровый приговор — 25 лет тюрьмы за непредумышленное убийство.

Благодаря появлению телефона эта драматическая история попала на первые полосы газет по всей стране и стала темой народных баллад, входящих и сегодня в фольклорный репертуар.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *